Довольно легко рассказать, как играть в морской бой – правила простые, специальные навыки или приспособления в процессе не требуются. Эту игру часто выбирают, чтобы повеселиться и отдохнуть. Такой досуг поможет развить стратегическое мышление, логику.
Содержание
Основы игры
Для игры требуются только 2 листка бумаги и карандаши либо ручки. Игровое поле представляет собой квадрат со стороной 10 клеток. По горизонтали над полем пишут буквы от А до К («Ё» и «Й» пропускают), по вертикали – цифры от 1 до 10. Каждый игрок рисует по 2 квадрата:
- на одном находится его собственный флот;
- второй оставляют пустым – это поле соперника.
Полей друг друга противники не видят.
Внутри квадрата располагают корабли. Нужно вместить:
- 4 однопалубных судна размером в 1 клетку;
- 3 двухпалубных эсминца по 2 клетки;
- 2 трехпалубных крейсера по 3 клетки;
- 1 четырехпалубный линкор, занимающий 4 клеточки.
Фигуры не должны соприкасаться друг с другом сторонами либо углами, частично или полностью совпадать. В классическом варианте игры все кораблики размещают по вертикали или горизонтали. Есть, однако, разновидности, в которых допускается размещение буквой «г» или квадратом.
Вариации морского боя
В традиционный морской бой можно играть не только на бумаге, но и на телефоне, планшете или компьютере. Кроме того, существуют специальные наборы для этой настольной игры. С их помощью можно сделать бой более реалистичным.
Существуют варианты с полями большего размера. На них можно размещать более крупные судна. Часто в таких версиях добавляется занимающий 5 клеток лайнер. Как как вариант – играть в морской бой втроем или вчетвером, собравшись большой компанией.
Усложненной версией является и «Залп». Размеры игровой площадки остаются прежними, но размеры и количество кораблей изменяются. Нужно нарисовать:
- 1 лайнер из 5 клеток;
- 2 эсминца из 2 ячеек;
- 1 крейсер из 3.
За ход человек совершает 7 выстрелов (по 1 за эсминцы, 2 за крейсер и 3 за лайнер). Соперник не уточняет, какой из ходов стал результативным. Вместо этого он называет, сколько попаданий было совершено в какой корабль (например, «1 в лайнер» или «2 в крейсер»). Когда какой-либо из кораблей окажется затоплен, нужно сразу сообщить. При этом понизится и количество выстрелов в соответствии с потерянным кораблем.
Можно добавить в игру 1 или несколько мин. Такую фигуру обозначают на поле кругом. Если противник стреляет во взрывоопасный элемент, он обязан сообщить координаты одной из своих клеток, содержащих корабль. При этом клетка не погибнет сразу. Хозяин мины может выстрелить в нее позже. Взрывное устройство не должно соприкасаться с судами (в том числе и с их углами).
На крупном поле 16*16 можно увеличить не только количество кораблей, но и число мин. В игру при этом вводят минный тральщик. На игровой площадке он отмечается в виде треугольника. Если игрок попадет во вражеский минный тральщик, ему придется рассказать противнику, где расположена одна из еще не вскрытых мин. Клетка с таким элементом не должна соприкасаться с кораблями, минами и другими минными тральщиками.
Правила морского боя
Цель игры состоит в том, чтобы утопить все боевые единицы соперника. Игрок выбирает, какую клетку хочет проверить, после чего называет сначала ее букву, а потом – цифру (например, «Е8»). Если у второго играющего в такой клеточке располагается корабль, человек отвечает «попал» или «убит». Нападавший ставит крестик в нужном месте на нарисованном пустом поле. После попадания человек получает право на еще один выстрел.
Когда он назовет клетку, которая у противника пустая, тот ответит «мимо». После этого ход переходит ко второму игроку. Победителем становится тот, кто первым обнаружил все суда соперника.
Как играть в морской бой на листочке
Проще всего использовать тетрадные листы в клетку. Если взять альбомные, придется расчерчивать поле с помощью линейки. Предварительно нужно договориться и о буквенных обозначениях. Некоторые игроки предпочитают использовать слова из 10 не повторяющихся букв (например, «Республика» или «Снегурочка»).
Создание поля
Можно воспользоваться листочком из тетради в клеточку либо самостоятельно начертить по 2 площадки размером 10*10 для каждого из играющих. В первой размещают собственную флотилию, вторая требуется для фиксации сделанных выстрелов, попаданий в боевые единицы противника.
Можно расчертить более крупное поле, добавить суда больших размеров. Такие варианты подойдут для профессионалов, освоивших более простую версию.
Количество и расположение кораблей
В классической версии у каждого игрока флот состоит из 10 боевых единиц, отличающихся длиной. Всего должно быть:
- шлюпки – 4 судна по 1 клетке;
- эсминцы – 3 из 2 клеточек;
- крейсеры – 2 фигуры из 3;
- линкор – 1 корабль из 4.
Фигуры не должны пересекаться или соприкасаться, в том числе и по диагонали. По умолчанию корабли рисуют в виде прямой палки, но по договоренности участников их можно изгибать или делать квадрат. В таком случае вычислить положение линкора противника будет сложнее.
Очередность ходов
Можно договориться, кто ходит первым, или тянуть жребий. Право хода передается второму играющему после промаха. Если человек попадает в цель, он продолжает ходить.
Игровые стратегии и тактики
Часто крупные единицы располагают на одной половине поля, а мелкие – на другой. Хотя крейсера, линкоры и эсминцы будет нетрудно обнаружить, потопить катер противнику окажется непросто. Лучше, если однопалубные суда будут находиться далеко друг от друга. Так соперник потратит много времени на их поиск, за счет чего появится возможность отыграться.
Эффективны и простреливания по диагоналям. С их помощью находят крупные корабли. Опытные любители морского боя учитывают это при размещении собственной флотилии.
Игрок может расположить все единицы по краям. Тогда противнику придется потратить много выстрелов на проверку пустой территории внутри квадрата.
Тактику соперника нужно учитывать при размещении своих кораблей. Если противник новичок, лучше воздержаться от расположения боевых единиц в угловых клетках. Начинающие игроки часто проверяют их первыми. Если играете с опытным, можно спрятать 1-2 мелких судна в углах. Из-за сформировавшегося шаблона углы проверять он станет последними.
Любые ходы соперника следует фиксировать на своем поле. Каждое свое действие указывать на втором. Отмечаются не только попадания, но и неудачные ходы. Это позволит не выстрелить повторно в пустой квадрат, предотвратит ошибки и возможные разногласия.
Нужно тщательно скрывать свое поле от второго играющего, чтобы тот не мог подглядеть и жульничать.
Когда корабль противника будет потоплен, следует отмечать окружающие его клетки точками, как уже обстрелянные. По правилам игры располагать в них суда запрещается, поэтому тратить ходы на проверку необязательно. Выгоднее всего потопить линкор, поскольку при этом откроются сразу 18 клеток. Если поставить крупный корабль около стенки, количество открытых ячеек сократится до 10.
Запрещенные приемы
Нередко игроки не ставят 1 катер до последнего. Его рисуют уже в процессе игры в последней свободной клетке. Чтобы предотвратить подобное мошенничество, нужно сначала ручкой одного цвета нарисовать поле и корабли, после чего в процессе игры использовать чернила другого цвета. В конце можно попросить противника показать поле. Если он жульничал, обман быстро обнаружится.
Нельзя подглядывать к сопернику. Лучше садиться на расстоянии друг от друга, чтобы незаметно заглянуть было невозможно.
Запрещается изменять количество или размеры судов. Нельзя нарушать и правила размещения. Нечестные игроки могут располагать катера так, чтобы они углом соприкасались с линкором. Чтобы предотвратить такое мошенничество, заранее договоритесь показать друг другу поле после завершения игры.
Скрывать попадания нельзя. Кроме того, запрещается менять размер площадки. Нужно заранее договориться о буквенных обозначениях, чтобы клетки имели одинаковые координаты для обоих участников игрового процесса.
Нельзя пропускать как свои, так и вражеские ходы.
Научиться играть в морской бой, как правило, можно за один вечер. Когда наскучит традиционный вид, переходите к вариантам посложнее.