Домино – развлекательная игра для взрослых и детей. Она способствует развитию памяти, логики и внимания. С ее помощью можно скоротать дождливые вечера и приятно провести время в компании. К счастью, достаточно легко научиться играть в домино, как в классический вариант, так и в более сложные разновидности.
Содержание
Разновидности игры в домино
Родиной домино принято считать Китай. В китайских игровых наборах 32 кости. В России распространено домино, в котором 28 костяшек.
Каждая фишка имеет прямоугольную форму и с одной стороны разделена на 2 половины. На каждой ее части нанесены от 0 до 6 точек, обозначающих баллы. В классическом наборе из 28 элементов встречается 7 дублей – фишек с одинаковым количеством очков на обеих половинках.
Основные материалы для изготовления фишек – пластик, дерево, металл и кость.
Есть также детское домино. Оно представляет собой прямоугольные фишки с изображением фруктов, овощей, игрушек и другого, что может заинтересовать ребенка.
Всего в мире насчитывается более 40 типов домино. Встречаются и самые доступные, которые подойдут для начинающих, и требующие определенные умения.
Помимо классического домино, наиболее популярными играми являются:
- «Спортивное домино»;
- «Козел»;
- «Морской козел»;
- «Чечевэ»;
- «Осел»;
- «Телефон»;
- «Генерал» («Генеральский козел»);
- «Колбаса»;
- «Семерка».
Различие игр в основном обусловлено количеством участников и способом набора очков. Можно играть в домино вдвоем, втроем или парами.
Правила классического домино
Классическое домино – наиболее распространенный вариант этой игры. Для партии понадобится набор, состоящий из 28 элементов.
Цель игры – построение последовательной цепочки из фишек таким образом, чтобы совпадало количество очков на прилегающих половинках. Ходы осуществляются по очереди по часовой стрелке.
Количество участников
В игре участвуют 2-4 человека. Играть можно как сам за себя, так и пара на пару. При этом различается количество костей, которые получают игроки:
- при игре один на один участники получают по 7 фишек;
- в парной игре – по 5.
Остальные камни уходят нераскрытыми в резерв, который называется базаром. Из него участники берут необходимые фишки для продолжения игры.
Как ходить и отбиваться
Право ходить первым имеет игрок, у которого на руках оказался дубль с самым большим значением (к примеру, 6-6). В случае отсутствия у играющих дублей право первого хода отдается участнику, имеющему кость с наибольшим количеством точек.
В дальнейшем играющие выстраивают цепочку из камней таким образом, чтобы количество точек на половинках разных фишек было одинаковым. К примеру, один конец цепочки заканчивается на 6 точек, другой конец – на 5. Нужно найти среди своих фишек те, у которых на половинке есть 6 или 5 точек, и подставить к соответствующему концу цепи.
Если у игрока нет необходимого элемента, он отправляется на базар и берет там фишки до тех пор, пока ему не попадется нужная или резерв не будет пуст. Если соответствующую кость найти не удалось, ход пропускается.
Конец игры наступает, когда у одного из соперников выходят все фишки либо отсутствует камень, необходимый для продолжения партии.
Играя в домино, необходимо быть внимательным и следить за каждым ходом противника. Имея на руках кости с разными значениями, продумывайте сразу следующий ход. Пытайтесь определить намерение конкурента. Отталкиваясь от этого, начинайте игру со слабых или сильных костей.
Как играть в «Козла»
Для игры в домино «Козел» понадобится классический комплект костей в количестве 28 штук. Число играющих – от двух до четырех человек.
Все фишки переворачиваются изнаночной стороной и хорошо перемешиваются. Каждый участник берет себе 7 или 5 камней. Брать фишки необходимо таким образом, чтобы другие игроки не видели число очков, указанных на камнях.
Первый ход делает участник, имеющий наименьший дубль либо наименьшее количество очков, например 1-1, 1-2. Далее соперники ходят по очереди, выстраивая цепочку из подходящих элементов.
Игра заканчивается, когда один из участников выкладывает все свои фишки или складывается ситуация, когда у соперников есть камни, однако продолжение игры невозможно (она называется рыбой). При этом дубль не может считаться последним камнем.
«Морской козел»
В играх «Козел» и «Морской козел» правила похожие. В партии принимает участие то же количество игроков. Кости раздаются по тому же принципу. Первым в игру вступает камень, имеющий наибольшее число дублей или точек.
Однако существуют некоторые различия:
- Игра заканчивается, когда у одного игрока набирается 125 очков.
- Очки начисляются проигравшему, но только в случае набора больше 25 балов. Остальные участники игры не фиксируют проигрыш.
- Если у одного игрока оказывается 5 или больше дублей, то фишки перемешиваются и пересдаются.
- Если у участника есть сразу два дубля, которые подходят на разные концы цепи, их можно выставить за 1 ход.
- Когда в конце партии на руках остается дубль 0-0, начисляют 25 очков. При 6-6 – 50 балов. Если сразу оба дубля на руках одного игрока, то он получает, соответственно, 75 очков.
- При окончании партии дублем 0-0 участник, выставивший эту кость, автоматически становится победителем. Такой розыгрыш называется «Лысый козел».
Ход костью со значение 6-6 – «ход на сто». Участник, который пошел этим дублем и закончил раунд первым, является победителем. Если же при розыгрыше партии у него остаются фишки со значением более 25, его считают проигравшим.
Подсчет очков
На подсчет очков влияет вид игры. В классическом домино подсчет ведется в пользу игрока, набравшего наименьшее количество баллов.
В играх «Козел» и «Морской козел» очки считаются участнику или паре играющих, набравших наибольшее количество баллов. При этом очки начисляются только при наборе не менее 25 баллов. Если при окончании раунда у играющего остался дубль 0-0, то он дополнительно получает 25 очков. Кость со значением 6-6 добавляет 50 баллов. Партия играется по договоренности игроков (100, 200, 300 или 500 очков).
При рыбе
Участника, закончившего партию рыбой, называют рыбаком. У него автоматически появляется право первого хода в следующем раунде. При рыбе партия не заканчивается ничьей. Победу одерживает игрок, у которого после подсчета очков оказалось наименьшее количество точек на камнях.
Пустышка и дубль пустышки
Фишка, на которой отсутствуют точки, – пустышка. Дубль пустышки называют также нулевым дублем или мылом. Делать первый ход дублем пустышки правилами запрещено. Участнику, сохранившему по окончании партии этот камень, прибавляется 10 очков.
Легче всего научиться играть в домино – в процессе самой игры, если у вас есть опытный учитель. Сложнее всего разобраться именно в подсчете очков и запретах, а сам принцип игры прост и понятен. На любительском уровне можно научиться играть за один вечер, а вот для игры на профессиональном уровне придется потратить годы на тренировки.