Как научиться вязать морской узел на веревке: схема вязки поэтапно для начинающих

канат намотан на кнехт

Одновременно с тем, как люди научились плести веревки, они стали завязывать из них узлы. Через время появились плоты, корабли, и узлы стали активно использовать в морской жизни. Они применялись в разных случаях и позволяли завязать морской узел так, чтобы он не развязался никогда или наоборот, узел можно было развязать, потянув за нужный конец. Морские узлы используются повсеместно и в других сферах: в альпинизме, десанте, туризме или даже обыкновенным людям в быту.

Морской узел – что это такое и для чего нужен

Служба любого юнги парусного флота начиналась с того, что он, под руководством боцмана, учился вязать узлы. Любой член парусника должен уметь завязывать и развязывать узлы в любое время суток и любую погоду, даже ночью и в шторм.

виды морских узлов
Существует более 500 вариантов вязки узлов.

Обычно определенные виды морских узлов имеют название по наименованию снастей, на которых их использовали:

  • шкотовый;
  • фаловый;
  • выбленочный;
  • гинцевый.

Другие получили название по предметам, с которыми используются:

  • шлюпочный;
  • сваечный;
  • гачный;
  • топовый;
  • бочечный.

Морские узлы завязываются быстро, не имеют лишних деталей, а особенность вязки позволяет увеличивать надежность узла при натяжении. В ослабленном состоянии они, наоборот, достаточно легко развязываются.

История морских узлов

Люди научились вязать узлы раньше, чем научились добывать огонь. Узлы создавались из стеблей, волокон, сухожилий животных. Они крепили узлами камни на орудии труда или привязывали домашний скот возле дома, создавали сети и строили хижины из деревьев и веревок.

рыболовные сети
Первые морские узлы нашли на «кораблях мертвых» из древнего Египта, т.е. им не менее 5000 лет.

И чем сильнее развивалось мореходство, тем сложнее становилось плетение узлов. Их использовали для самых разных нужд на корабле, да и в других профессиях.

Даже в наше время постоянно происходит усовершенствование морских узлов. Большую роль в их развитии играет популярность туризма и альпинизма, где очень часто применяют разные виды узлов, и пытаются сделать их более удобными для использования.

Теория для начинающих: термины и классификация

При вязке узлов у моряков существует своя терминология:

  1. Ходовые концы – свободный конечный участок веревки или каната, участвующий в завязывании узла.
  2. Коренной конец – участок троса или веревки, который участвует в вязке узла, но сам остается неподвижен.
  3. Петли – сложенные пополам ходовой конец.
  4. Калышки – петли из концов, которые перекрещены между собой.
  5. Полуузлы – перехлестывающиеся ходовые концы одного или нескольких канатов.
  6. Обносы – участки троса, обмотанные вокруг другого троса или предмета. Концы не перекрещивается.
  7. Шлаг – оборот троса вокруг другого троса или предмета. Концы направляются в противоположные стороны.

Есть международные термины основных типов вязки:

  • KNOT – переплетающиеся или связанные концы.
  • BEND – переплетающиеся ходовые концы, чтобы увеличить длину троса.
  • HITCH – ходовые концы прикрепленные к объекту (мачтам, реям, снастям и т.д).

Как вязать популярные морские узлы: инструкции и схемы

Сложно сказать, сколько узлов было создано за все время существования людей, но в современном мире известно приблизительно 500 различных узлов. Популярных и широко применяемых моряками – около сорока видов. Именно их и рассмотрим.

Прямой

Предназначен для связывания веревок одинакового диаметра. Главное преимущество – просто завязывается.

Недостатками является:

  • Не подходит для вязки мокрых тросов;
  • Не слишком надежен – тросы разных диаметров, обледенелые, или из современных пластиковых материалов скользят относительно друг друга;
  • Канаты из природных материалов в мокром состоянии сильно затягиваются. Требуется прокладывать деревянный вкладыш.

Вяжется по схеме:

  1. Два ходовых конца двух веревок, направленных навстречу друг другу, увязывают полуузлом.
  2. Далее перекрещивают веревки навстречу и делаю еще один или несколько полуузлов.
  3. Потянув за корневые концы веревок затягивают узел.

Наглядно процесс показан на картинке ниже.

прямой узел

Рифовый

Очень похож на прямой по технике вязки. Отличие: вместо ходового конца на одном канате используют петлю. При необходимости такой узел легко развязать, потянув за ходовой конец этой петли. Применяется для крепления чехлов на шлюпках, компасах, других палубных механизмах, где требуется быстро развязать этот узел.

Почти такой же угол знаком всем, кто носит обувь со шнурками и завязывает их не «на бантик» с двумя петлями на обоих концах, а только с одной петлей и одним ходовым концом.

Вяжется по схеме:

  1. Встречно направленные веревки скрещивают и делают полуузел.
  2. Ходовой конец одной из веревок складывают в петлю.
  3. Из петли одной и ходового конца другой делают еще один полуузел.
  4. Потянув за корневые концы веревок затягивают узел.

Рифовый

Двойной прямой

Такой узел более надежный, чем прямой. Предназначен для связывания канатов, испытывающих большую нагрузку. После затягивания узла концы закрепляют тонким линем.

Преимущество: надежный.

Недостатки: трудно развязать в случае сильного затягивания.

Еще одно название – «кровавый». Оно произошло из-за того, что именно в такой технике был выполнен узел на веревке плети для ее утяжеления.

Способ завязывания двойного прямого узла:

  1. Ходовой конец одной скрещивают и два раза обвивают вокруг другой.
  2. Концы поворачивают навстречу и еще два раза обвивают один вокруг другого.
  3. Потянув за корневые концы веревок затягивают узел.

Двойной прямой

Плоский

Предназначен для связывания канатов и тросов вместе. Если канаты толстые, то вяжут на горизонтальной поверхности или разложив палубе. Возможно связывание тросов одинакового или разного диаметра.

После затягивания узла ходовые концы крепятся к коренным тонким линем или бечевой. Утолщение, получающееся в месте крепления, не слишком большое и не застревает на барабане кабестана (лебедки с вертикальным барабаном).

Способ завязывания плоского узла.

  1. Формируют петлю на одной веревке, закладывая короткий кончик под коренной конец (а).
  2. Вторую веревку закладывают сначала под первую (б), а потом заводят поверх коренного кончика, и под короткий кончик (в).
  3. Конец второй веревки продевают в петлю из первой веревки, проходит под частью второй веревки, и выходит сверху из петли (г).
  4. Тянут за коренные кончики обеих веревок, чтобы затянуть и зафиксировать узел.

Плоский

Простой штык

Применяется для крепления швартовых тросов для причаливания за кнехт (причальную тумбу), временных оттяжек или крепления к какому-либо предмету.

Достоинствами этого способа крепления является:

  • просто завязывается;
  • не развязывается даже при сильном натяжении;
  • можно развязать не ослабляя натяжение.

Все достоинства возможны только при правильно завязанном и затянутом креплении со схваткой (закреплением ходового конца на коренном с помощью линя).

Без схватки при переменных нагрузках узел может развязаться или затянуться если был завязан слабо.

Кроме морского дела применяется:

  • рыболовами для крепления крючка на леске;
  • альпинистами для крепления спусковых устройств;
  • туристами для привязывания навесной переправы или крепления растяжек палатки;
  • в быту для транспортировки автомобиля.

Способ завязывания:

  1. Обносят ходовой конец вокруг опоры.
  2. Делают две или больше петель. Важно чтобы петли заводились одинаково, а сверху или снизу все равно.
  3. Затягивают узел потянув за корневой конец.
  4. Подвязывают ходовой конец к корневому тонким линем или каболкой.

Простой штык

Штык со шлагом

Применяется в тех же случаях, что и простой штык, но есть дополнительный шлаг, дважды охватывающий опору ходовым концом троса. Это снижает нагрузку в месте трения троса о предмет, вокруг которого он обвязан. Канат не будет так сильно истираться в этой области.

Вяжется по схеме:

  1. Обносят ходовой конец вокруг опоры два раза.
  2. Делают две или больше петель.
  3. Затягивают узел потянув за корневой конец.
  4. Подвязывают ходовой конец к корневому тонким линем или каболкой.

Штык со шлагом

Штык с обносом

Еще одна разновидность штыка. Преимуществом перед предыдущими является то, что точки крепления коренного конца размещены симметрично по одной с каждой стороны. Узел в этом случае меньше перемещается вдоль предмета при изменении направления тяги.

Вяжется по схеме:

  1. Обносят ходовой конец вокруг опоры.
  2. Проводят под корневым и опять обносят вокруг опоры в противоположном направлении.
  3. Делают полуштык ходовым вокруг корневого конца.
  4. Затягивают узел потянув за корневой конец.
  5. Подвязывают ходовой конец к корневому тонким линем или каболкой.

Штык с обносом

Рыбацкий штык

Такой узел имеет другое название – якорный. Считается самым прочным узлом для крепления якоря. Очень похож на штык со шлагом, но есть отличие: первый полуштык проходит внутри шлага, обхватывающего предмет. Ходовой конец после завязывания второго полуштыка подвязывается к основному тонким линем. Даже при большой нагрузке соединение не затягивается. Его легко развязать даже под нагрузкой.

Схема соединения:

  1. Ходовой конец дважды обносят вокруг опоры. (а)
  2. Делают полуштык ходовым вокруг корневого так, чтобы ходовой конец прошел в обе петли вокруг опоры. (б)
  3. Делают еще один полуштык и подвязывают ходовой конец к корневому тонким линем или каболкой.

Рыбацкий штык

Связывание тросов штыками

Этот метод имеет несколько вариантов:

  1. Один из канатов складывают петлей и ходовым концом крепят за коренной конец двумя или тремя полуштыками. В образованную петлю вводят второй трос и также полуштыками закрепляют ходовой конец за коренной. Концы тросов крепят тонким линем. (На рисунке 9а, б, в)
  2. Другой способ отличается тем, что ходовой конец первого троса крепят тремя полуштыками вокруг коренного первого, а ходовой конец второго крепят тремя штыками вокруг первого. (На рисунке 9г, д.).

Связывание тросов штыками

Выбленочный

Применялся на парусных судах для подвязывания выбленок (просмоленный трос, который моряки использовали для подъема наверх) по вантам.

Другие применения:

  1. Крепление кранцев (мягкие прокладки между бортом судна и причалом) к леерам.
  2. Крепление выброски к швартову. Выброска – небольшой груз который привязывают к тонкому линю и бросают на берег. За линь подтягивают толстый канат (швартов), для крепления судна за кнехт.
  3. Крепление шлангов для просушки.
  4. Фиксации румпеля в заданном положении.

Данный способ крепления имеет другое название – ткацкий узел. У альпинистов он называется стремя. Используется:

  • для создания носилок;
  • крепление веревки к карабину;
  • для создания петли для ноги.

Схема крепления:

  1. Ходовой конец обносят вокруг предмета так, чтобы ходовой конец перекрещивался поверх корневого (а).
  2. Еще раз обносят вокруг предмета, но ходовой коней протягиваю под корневой (б).
  3. Затягивают узел (в).

Другой способ:

  1. Делают две колышки (г).
  2. Одевают их на предмет и затягивают узел (д).

Выбленочный

Задвижной штык

Вяжется одной веревкой равного или меньшего диаметра на основной.

Достоинством является возможность завязать даже на натянутой веревке. Недостатком является работа только при направлении вектора тяги вниз.

Применяется для:

  • подъема рангоута;
  • швартовки;
  • удлинения толстого каната более тонким;
  • в альпинизме для самостоятельного вылезания из трещины;
  • при уходе за деревьями для подъема на веревке и удержания на ней.

Другие названия:

  • дистель;
  • вращающийся запор;
  • швартовый штык;
  • стопорный узел;
  • выбленочный узел со шлагом.

Схема крепления:

  1. Дважды оборачивают ходовой конец вокруг предмета и перекрещивают оба шлага сверху.
  2. Делают еще один оборот вокруг предмета, но ходовой подсовывают под корневой снизу.
  3. Затягивают узел потянув за корневой конец.

Задвижной штык

Беседочный

Не затягивается даже если нагрузка будет максимальной.

Область применения:

  • крепления троса под сильным натяжением;
  • крепления швартова;
  • создания незатягивающейся петли для страховки;
  • крепление каната к проушинам;
  • соединение двух тросов двумя беседочными;
  • крепления беседок (подвесная конструкция с доской для сидения);
  • для выведения перебитого участка троса из-под натяжения.

Достоинства:

  1. Не затягивается при нагрузке;
  2. Можно завязать даже одной рукой;
  3. Легко развязать после нагрузки.

Недостатки:

  1. Легко ошибиться при завязке. Неправильно завязанный узел становится опасным.
  2. При переменных нагрузках развязывается;
  3. Затягивается на скользких веревках, поэтому требует наличие контрольного узла.

Другие названия:

  • булинь;
  • паловый узел;
  • путеводный узел;
  • петля любовника;
  • кротовый узел;
  • татранский концевой узел.

Схема завязывания:

  1. Делают небольшую колышку (а).
  2. Ходовой конец проводят сквозь колышку (б).
  3. Обносят его вокруг коренного конца и опять пропускают в колышку в обратном направлении.
  4. Затягивают узел потянув за корневой конец.

При завязывании важно правильно выполнять последовательность операций. Обхватывающая петля должна огибать грузовую веревку. В этом случае нагрузка на боковые концы петли одинаковая и узел работает правильно.

Беседочный

Двойной беседочный

Главное назначение – спасение людей. Для спуска раненного с высоты, если раненный в сознании, то он держится сам за коренные концы веревки, а если без сознания, то одной петлей его оборачивают в районе подмышек, а в другой петле человек сидит. Грудь должна быть охвачена коренной петлей.

Другое применение:

  • буксировка шлюпки или яхты;
  • как амортизирующий узел;
  • для страховки.

Недостатки способа:

  • сложно завязывать;
  • большой расход веревки во время завязывания;
  • развязывается при переменных нагрузках;
  • обязателен контрольный узел.

Последовательность завязывания:

  1. Ходовой конец складывают вдвое.
  2. Далее, как в одинарной, делают из петли двойную колышку.
  3. Через нее пропускают конец петли.
  4. Оборачивают вокруг обоих корневых концов образованных петлей и пропускают петлю в обратном направлении в обе колышки.
  5. Затягивают узел. Петли могут быть одинаковые или разного диаметра.

Двойной беседочный

Калмыцкий

Еще один способ создания незатягивающейся петли. Получил распространение у калмыков, которые вязали их при работе с лошадьми. Удобен для привязывания веревки к кольцу, столбу, дереву.

Другие названия:лошадины или петля МЧС №2.

Применяется, когда нужно:

  • поднять наверх или спустить за борт инструмент;
  • привязать бросательный конец при швартовке;
  • привязать или освободить лошадь, привязать вожжи к уздечке.

Достоинства: хорошо держит при постоянной и переменной нагрузке, а при необходимости быстро развязывается.

Инструкция:

  1. Складывают трос петлей (а).
  2. На корневом конце делают небольшую колышку (б).
  3. Ходовой конец складывают вдвое и получившуюся петлю вводят в колышку.
  4. Затягиваю узел потянув за корневой конец.

Калмыцкий

Сваечный

Свайка – это такелажный инструмент для разъединения прядей каната. Название способа произошло из-за использования свайки для создания этого вида узла. Его можно получить как на середине каната, так и на конце.

Является основой для создания других узлов:

  1. Завязав на коренном конце получают бегущий простой узел.
  2. Если на ходовом конце троса сделать стопорный узел, то получится рыбацкая петля.
  3. Вставив ходовой конец этого же каната получим булинь.
  4. Сваечный узел на коренном конце веревки с дополнительной колышкой в качестве стопора даст эскимосскую петлю.
  5. Если требуется укоротить трос – на нем делают многократные сваечные узлы. Получается мартышкина цепочка.

Достоинства:

  • быстро завязывать;
  • прост;
  • легко регулировать (укорачивать или удлинять);
  • завязывается в любом месте троса;
  • является основой для других узлов.

Недостаток один – ползет.

Применяется:

  • в такелажных работах и для ремонта такелажа;
  • погрузочных работах;
  • изготовления веревочной лестницы;
  • создание ограждения;
  • растягивания тента.

Завязывается по схеме:

  1. На тросе в нужном месте делают колышку (а).
  2. В нее вводят сложенный вдвое трос.
  3. Затягивают узел. В петле должен быть свайки или какой-нибудь предмет чтобы узел не распустился.

Сваечный

Шкотовый

Является одним из основных для крепления, и часто используется:

  1. Для временного связывания канатов одинаковой или разной толщины.
  2. Плетение рыбацких сетей только с контрольными узлами.
  3. Для прикрепления к петлям флага.

Крепление надежно только если трос натянут и правильно завязан.

Старейший из известных узлов: ему больше 9000 лет.

Достоинства: простой в исполнении и использовании (легко вязать, легко развязать).

Недостатки: ползет по веревке из скользкого материала.

Схема завязывания:

  1. Обносят по часовой стрелке (а).
  2. Проводят его между петлей и под корневым концом что бы корневой конец прижимал ходовой к петле (б).
  3. Затягивают потянув за корневой конец.

Распространенная ошибка при завязывании: ходовые концы расположены на разных сторонах узла.

Шкотовый

 

Брамшкотовый

Название произошло от названия такелажа. Он надежнее шкотового, но не прочнее его. Не развязываются сразу при снятии нагрузки. Надежно связывает 2 каната из растительных материалов разной толщины или тросы из синтетики одинаковой толщины.

Завязывается по схеме:

  1. Обносят по часовой стрелке два раза (б).
  2. Проводят его между петлей и под корневым концом что бы корневой конец прижимал ходовой к петле (в).
  3. Затягивают потянув за корневой конец (г).

Брамшкотовый

Удавка

Известен с древних времен. Размер петли легко изменяется.

Другие названия:

  • бегущий простой узел;
  • простой скользящий;
  • черепаший узел.

Достоинства: можно завязать на любой части веревки, прост в применении.

Недостатки: ненадежный, сильно затягивается, трудно развязать.

Используется:

  • для крепления рыболовных крючков;
  • ловли птиц и мелких животных;
  • завязывание мешков и других вещей в быту.

Завязывается по схеме:

  1. Ходовой конец обносят вокруг бревна или другого предмета и коренного конца (а).
  2. Несколько раз обвивают вокруг корневого конца несколько раз (б).

Удавка

Затягивающаяся удавка

Применяется для набрасывания каната на плавающие предметы или крепление предмета на берегу или крепления коренных концов снастей, когда их готовятся отдать.

Как и предыдущий этот узел еще называют эшафотным или висельным.

Преимущества:

  • просто завязывается;
  • при увеличении нагрузки узел затягивается сильнее;
  • увеличивает прочность соединения;
  • просто развязывается, достаточно потянуть за коренную часть троса.

К недостаткам можно отнести то, что он сильно затягивается.

Завязывается по схеме:

  1. Трос складывают в виде двух петель (а).
  2. В средней части обе петли обвязывают несколько раз ходовым концом и вдевают его в петлю, направленную к корневой части (б).
  3. Затягивают узел (в).

Затягивающаяся удавка

Гачный

Применяется в рыбацком и морском деле для крепления троса к гаку (крюку), от этого и его название.

Достоинства: просто завязывается, легко развязывается.

Недостатки: узел ненадежен, необходима прихватка ходового конца к коренному.

Завязывается по схеме:

  1. Ходовой конец обносится вокруг спинки гака (а).
  2. Закладывается в гак по разные стороны (б).
  3. Крепится к корневому, тонким линем (в).

Гачный

Буксирный

Применяется для закрепления буксирного троса на гаке или битенге (тумба для буксировки или швартовки корабля). С его помощью можно быстро подобрать (сделать короче) или потравить (сделать длиннее) буксирный трос.

Завязывается по схеме:

  1. Попеременно одевают петли то справа, то слева несколько раз. (а, б, в, г).
  2. Ходовой конец крепится к корневому, тонким линем (в).

Буксирный

«Кошачьи лапки»

Крепится на гак, когда надо убрать излишнюю длину строп. Главное в таком способе – это равномерное распределение нагрузки на наиболее напряженном участке стропы.

Из-за того, что узел похож на лапу кошки его так и назвали.

Применяется при грузовых и такелажных работах. Легко развязывается.

Завязывается по схеме:

  1. На тросе делают две петли (а).
  2. Закручивают их в противоположные стороны несколько раз (б).
  3. Надевают на гак (в).

Кошачьи лапки

Узел для уменьшения длины троса

Для укорачивания троса используется несколько вариантов.

Вариант 1.

  1. Первоначально вяжется сваечный узел и в петлю сваечного узла заводят сложенный вдвое трос с образованием новой петли (а).
  2. Далее создают новые петли и уменьшают длину троса до нужных размеров (б, в, г).
  3. В последнюю петлю заводят деревянный вкладыш, который затягивают (д).

Узел для уменьшения длины троса v1

Вариант 2.

  1. На тросе делают две колышки.
  2. Внутреннюю часть правой вводят в левую, а внутреннюю часть левой в правую.
  3. Узел затягивают и на полученные петли накидывают по полуштыку.
  4. Петли крепят к коренной части каната линем или каболкой.

Узел для уменьшения длины троса v2

Вариант 3.

  1. Трос складывают втрое, в результате образуются две колышки (а).
  2. Каждую стягивают полуштыком и скрепляют петли к корневому концу линем или каболкой.

Узел для уменьшения длины троса v3

Восьмерка: первый вариант

Назначение:

  1. В морском деле – создать утолщение бегучего такелажа чтобы он не вылетал из шкива блока.
  2. У альпинистов – для привязывания страховочной системы к основной веревке, крепление к карабину, стопорного узла на конце веревки, связывание концов двух веревок.
  3. У рыбаков привязывают леску к крючку.
  4. У ткачей связывают две нити вместе.

Достоинства: простой, не портит веревку и часто используется как основа для других узлов;

Недостатки: сильно затягивается, так что трудно развязать после сброса натяжения.

Последовательность действий для вязания узла:

  1. На коренном конце троса делают петлю (а).
  2. Ходовой конец обносят вокруг троса и вводят его в петлю (б).
  3. Затягивают узел потянув за концы.

восьмерка v1

Восьмерка: второй вариант

Назначение аналогично первому варианту. Отличие при вязании узла – пропускаемый в петлю ходовой конец троса предварительно обносят вокруг коренной части не один, а два раза. В остальном исполнение никак не отличается.

восьмерка v2

Стопорный

Применяется для выполнения работ на палубе судна, когда требуется задержать находящийся под натяжением трос. Выполняется на тросе большего диаметра тросом меньшего диаметра.

Назначение:

  • в качестве стопора стальных тросов;
  • для крепления такелажа;
  • для удержания натяжения швартова при закреплении на кнехте.

Достоинства: простота (легко завязывать, легко развязывать).

Недостатки: требуется всегда натягивать один конец, а другой крепить за кнехт или мачту.

Схема связывания:

  1. Вокруг сильно натянутого троса делают два шлага.
  2. Ходовой конец несколько раз (2-4) обматывают вокруг троса в направлении тяги.
  3. Крепят ходовой конец к коренному концу другого троса тонким линем.

Стопорный

Крепление троса на кнехтах

Кнехт – это парная тумба на палубе судна для крепления тросов.

  1. Для надежного крепления троса на кнехте его поочередно обносят между тумбами кнехта восьмеркой три-пять раз.
  2. Верхние шлаги связываются между собой линем, рифовым узлом в месте пересечения петель восьмерок.

В зависимости от вида кнехта (обыкновенный или крестовый) имеются отличия расположения троса на нем.

Крепление троса на кнехтах

Шлюпочный

Предназначен для буксировки шлюпки только если в ней есть люди.

Достоинства:

  • прост (легко вяжется, легко развязывается);
  • привязанный за вторую банку находится возле гребцов и не требует лишнего перемещения в лодке.

Недостатки: под действием разнонаправленной нагрузки узел легко раздергивается. Поэтому при буксировке требуется следить за состоянием узла, чтобы не потерять шлюпку.

Схема крепления прилагается:

  1. Ходовой конец продевают в носовой рым шлюпки.
  2. Пропускают под первой банкой.
  3. Обносят вокруг второй банки.
  4. Проводят над тросом и проносят под второй банкой.
  5. Делают петлю и подсовывают под шлаг опоясывающий банку.
  6. Затягивают узел потянув за коренной конец.

Шлюпочный

Как развязывать морские узлы

Многие узлы являются быстро развязывающимися, то есть уже предусмотрена возможность дернуть за определенный конец и узел распустится сам. Другие требуют предварительно снять нагрузку и ослабить вручную, чтобы узел развязался.

  1. Если узел сложный, то не следует сразу браться за несколько связок. Этим можно только усугубить ситуацию. Развязывают поэтапно.
  2. Если подсмотреть схему, по которой этот узел завязывался, то делается все с конца к началу.
  3. Даже самый сложный узел будет состоять из простых. Знание как развязываются простые узлы поможет развязать сложный.

Схема гордиева узла, который нельзя развязать

По преданию он был связан из кизилового лыка, был очень запутанным, а концы его были спрятаны внутри. Оракул объявил, что тот, кто сможет развязать этот узел, будет правителем Азии. Наиболее известная версия гласит, что Александр Македонский, придя в храм, недолго думая, выхватил меч и разрубил этот узел.

Альтернативная версия гласит, что Александр Македонский вытащил стержень из шеста, к которому было привязано ярмо и смог обнажить концы узла. Добравшись до концов, он смог развязать узел не разрубая его.

Столетиями считалось, что «гордиев узел» – это выдумка, и на самом деле нет такого узла, что невозможно развязать. Но со временем ученые сошлись во мнении, что наиболее вероятным аналогом такого узла можно считать «турецкий узел». Со стороны он выглядит как клубок, а концы спрятаны внутри, что мешает его распутать. Ниже вы можете увидеть схематический рисунок подобного узла.

гордиев узел

При желании вы можете самостоятельно завязать подобный узел из любой подручной веревки:

  1. Возьмите метровую веревку, и положите перед собой так, чтобы правый конец был длиннее левого.
  2. Первый кончик сверните в петлю, и положите поверх второго.
  3. Левый конец веревки опустите в правую петлю, проденьте через него, и положите на петлю, создав с лева еще одну петлю (третью).
  4. Теперь выравняйте три петли, и из второго кончика сформируйте четвертую петлю снизу, выполнив аналогичные действия.
  5. В результате получится практически зеркальный символ из четырех петель.
  6. Вставьте в центр символа карандаш, и сожмите ладонями, чтобы сформировался шар.
  7. Вытащите стержень, и подтяните концы веревки внутрь.

Умение вязать морские узлы важно морякам. Даже на современном корабле требуется знания и умения завязать и развязать узел в любую погоду в любое время суток. За тысячелетия способы завязывания их отлажены до мелочей. Начинающие моряки обязательно учатся вязать их на начальном этапе службы. Эти знания не раз спасали жизнь. Умение вязать правильные и надежные узлы требуется не только морякам, но и туристам, альпинистам, десантникам, обыкновенным людям в быту.

Ссылка на основную публикацию