Как научиться играть на синтезаторе с нуля

синтезатор клавиши

Современные электронные музыкальные инструменты намного удобней, чем громоздкие пианино или фортопиано. Они не требуют много места для хранения, да и включают в себе намного больше функций. Качество звучания, конечно, не такое чистое, но для ежедневных тренировок в небольших квартирах лучше использовать синтезатор. В любом возрасте можно научиться играть на синтезаторе, как в ранние годы, так и после 30 лет. Подробные видеоуроки и инструкции позволят овладеть инструментом с нуля за месяц ежедневных занятий, а дальше останется только нарабатывать технику исполнения.

Сложность самостоятельного обучения
игре на синтезаторе

Начать стоит с базовых трудностей, встречающихся на пути любого начинающего музыканта.

В отличие от фортепиано, в синтезаторе может быть аж 600 тембров. На каждый надо уделить время, чтоб хотя бы прослушать. Это нужно для того, чтобы понимать звучание каждого и комфортно работать с инструментом. Но если обратиться к комбинаторике и прикинуть, сколько пар можно поиграть на этих 600 тембрах, то выяснится, что их 179 700 штук. На освоение всех потребуется около года, если заниматься каждый день по 8 часов.

Хотя на деле, конечно, в реальной жизни музыканты используют лишь малую часть из них.

Также стоит отметить, что преподаватели могут посоветовать упражнения для развития музыкального слуха и поправят неверную расстановку пальцев.

Виды и выбор инструмента

Всего существует четыре вида синтезатора:

  1. Аналоговый. Основным отличием аналогового синтезатора является, конечно же, метод синтеза звука: при нем не используются цифровые технологии, а работа ведется с аналоговыми сигналами.
  2. Цифровой. Принцип работы цифрового синтезатора совершенно другой: чтобы получить нужное звучание, необходимо настроить определенные параметры цифрового блока.
  3. Цифровой с аналоговым синтезом. При использовании цифрового синтезатора с аналоговым синтезом используется изменение электронного сигнала при помощи цифровых технологий. Основным отличием от аналоговой технологии является управление генератором базовых колебаний дискретными значениями, а не напряжением.
  4. Цифровой с виртуально-аналоговым синтезом. Моделирование звука при помощи цифрового синтезатора с виртуально-аналоговым синтезом отличается тем, что для него необходимо специальное программное обеспечение. Именно при помощи программного обеспечения и процессора происходит обработка цифровых сигналов.

Чтобы правильно купить синтезатор для новичка, нельзя ориентироваться только на стоимость. В первую очередь нужно изучить основные характеристики.

Число клавиш

Число клавиш влияет на число октава и их диапазон. Бывает:

  • 88 — на 7 октав;
  • 76 — на 6 октав;
  • 61 — на 5 октав.

Больше всего возможностей представляют аппараты с восемьюдесятью восемью клавишами и такое количество клавиш считается наиболее оптимальным для перспективного развития игры.

Тип клавиш

Синтезаторы разделяются на два вида клавиш:

  • механические — громкость и тон звука не зависят от силы нажатия;
  • динамические — клавиши чутко реагируют на нажим.

Для серьезных занятий лучше выбирать динамическую взвешенную клавиатуру.

Автоаккомпанемент

Лучшие модели содержат автоматический аккомпанемент. При включении функции к основному звуку синтезатора прибавятся гитарные басы, барабаны, духовые инструменты. Количество стилей аккомпанемента может быть от 30 до 200.

Тембры

Синтезатор имитирует не только пианино, но и другие инструменты — гитару, скрипку, барабаны. В стандартных моделях присутствует примерно 200-300 вариантов, в профессиональных — до 700.

Производитель

Наибольшей известностью пользуются несколько производителей:

  • Yamaha;
  • Korg;
  • Roland ;
  • Casio.

Выбор популярной модели избавит вас от головной боли при ее настройке, ведь так вы сможете найти подробные инструкции на YouTube.

ямаха синтезатор
Yamaha – самый известный производитель.

Дополнительные эффекты

Помимо аккомпанемента, для придания звуку насыщенности, синтезатор может предложить встроенные хорус, ревербацию и так далее. В самых простых моделях предусмотрено всего по 3-10 эффектов, а в лучших устройствах — от 50 и больше.

Знакомство с музыкальным инструментом

В целом достаточно просто включить инструмент, чтобы уже начать играть на нём, но лучше для начала ознакомиться с полным его функционалом. Этот инструмент назвали синтезатором, поскольку он является синтезом сотни тембров самых разнообразных музыкальных инструментов и сотни готовых аранжировок во всех возможных стилях инструментальной музыки.

Синтезаторы умеют:

  1. Воспроизводить различные инструментальные тембры. У любого тембра есть порядковый номер.
  2. Автоматический аккомпанемент или «самоиграйка» – эта функция упрощает игру на синтезаторе. С помощью нее можно сыграть пьесу в любом стиле или жанре.
  3. Кроме стилей готовых аранжировок можно ещё поэкспериментировать с темпом и высотой звучания проигрываемого аккомпанемента.
  4. Сохранять проигранную мелодию.

Хранилище инструментов

Синтезатор содержит огромную базу тембров, и каждый из них представляет собой отдельный инструмент. Естественно ощущения от игры на гитаре и на синтезаторе совершенно разные, но звук можно настроить на синтезаторе таким образом, что его практически не отличить от гитарного.

Можно сымитировать любой инструмент играя на одном только синтезаторе.

Автоаккомпанемент

Кроме многочисленных тембров в некоторых синтезаторах присутствует подбор автоматического аккомпанемента. По сути, является бюджетной альтернативой живого оркестра.

синтезатор вид сбоку на клавиши
С синтезатором вы почувствуете себя частью живого оркестра.

Автоаккомпанемент создаёт эффект оркестра даже когда играет один человек. А в дальнейшем процесс обучения с автоаккомпанементом упрощается. Да и начинание с этого метода является неплохим решением. Изучение встроенных стилей позволяет развивать музыкальный слух и открывает возможность создания собственного стиля.

Параметры звука

Помимо основных тембров, представляющих собой инструменты, также существуют дополнительные параметры настройки звуков. К ним относится следующие параметры.

  1. Transpose. Позволяет транспортировать определённую мелодию в другую тональность или высоту нот.
  2. Pitch, coarse. Близко к Transpose. В синтезаторах часто используется для небольшого понижения или повышения ноты. Причём можно менять звучание сразу или постепенно, что создаёт интересный эффект.
  3. Tune и Fine. Параметр TUNE служит для изменения звуковой высотности с шагом в полутон. Обычно –24—0—+24.
  4. Portamento или glide. Эти параметры также можно отнести к изменению высоты тона. При включенной опции portamento или glide синтезатор не перескакивает, как пианино, а плавно переходит с одного тона на другой.

Существует также параметр global tuning, он регулируется, как правило, либо по шкале +/— в центах, либо по шкале частоты в герцах. Он имитирует нестабильность частоты, присущую неточным и ненадежным старым аналоговым генераторам частоты.

Для тонкой настройки в тон с другим инструментом может быть предусмотрена настройка, обозначенная как “fine”. Эталонная настройка действует, как цифровой камертон, по которому настраивается тональность инструмента.

Управление эффектами

К самым распространённым относится Хорус и Ревёрб.

  1. Хорус. Эффект хоруса нужен для получения из звучания одного инструмента звучания сразу нескольких. Принцип работы заключается в небольшой задержке сигнала — 10-30 мс, когда сигнал соединяется с главным, выходит эффект, похожий на одновременное звучание двух инструментов.
  2. Посыл. Эффекты посыла предназначены для одновременной обработки сразу нескольких дорожек. При этом входящий сигнал с дорожки 1 возвращается на дорожку 1, входящий сигнал с дорожки 2 возвращается на дорожку 2. В роли эффекта посыла также может выступать любой процессор звука. Идея заключается в одновременной обработке нескольких источников звука одним процессором звука.прорыв
  3. Дилэй – эффект повторения сигнала с задержкой. Иногда его называют эхом.
  4. Реверберация. Ревёрб присоединяется к звуку из акустической среды. Его возникновение объясняется отражением звуковой волны от препятствий и её возвратом в точку прослушивания. Поэтому в восприятии присутствует прямой источник звука и многочисленные отражения от ближайших поверхностей — преград.

Как научиться игре на синтезаторе

Пусть самостоятельное обучение на синтезаторе и напоминает отдалённо фортепиано, но на практике у них не так много общего. По причине особенности игры и предлагаемого функционала синтезатор является более сложным инструментом. Как и с любым другим инструментом, данный требует много практики и хоть каких-то базовых теоретических знаний.

Подготовка

Начинается процесс обучения с подготовки.

Важно понимать, что на значительную часть музыкальных инструментов используются обе руки. В данном случае: левая сопроводительная, правая — соло. Поэтому размеры клавиатуры должны быть комфортны для игры, чтобы не пришлось учиться потом заново, если сначала был выбран не самый удобный вариант.

Поэтому первое, что нужно освоить — это правильная постановка пальцев и позиция за инструментом. Далее нужно изучить минимальную теорию игры на инструменте.

Изучение нотной грамоты

Первое, с чего начинается изучение нотной грамоты — это октавы.

Октавы на примере клавиш пианино.

Октава — это повторные кусочки, на которых построена клавиатура. В книгах по музыкальной грамоте нетрудно найти названия октав: первая, большая, малая и т.д. Именно с первой начинается отсчет других.

Синтезатор в этом плане похож на фортепиано, но количество октав отличается.

Чтение нот

Ноты – это комбинация символов, по которым можно считать музыку. Они как буквы, по внешнему виду которых можно расшифровать послание другого музыканта и воспроизвести.

Новичкам нотные листы кажутся слишком сложными и запутанными, но на самом деле они состоят из нескольких логичных правил. Если их заучить и запомнить расположение нот на стане, вы сможете очень быстро научиться считывать ноты и играть мелодии.

расположение нот

Нота состоит из головки – белого или черного овала. К нему может быть присоединена вертикальная линия (штиль), который подсказывает продолжительность звучания ноты. Данной информации уже будет достаточно, чтобы увидеть смысл в нотной записи.

На нашем сайте есть отдельная статья “как научиться читать ноты“, рекомендуем к ознакомлению.

Длительность нот и пауз

Нажатие на клавишу и отжатие через 4 секунды — это уже целая нота.

целая нота

Вот целая пауза (продолжительность аналогичная — 4 счета).

целая пауза

Чтобы извлечь половинную ноту, можно сосчитать до двух и отжать клавишу, нажать снова, просчитать недостающие 3-4. Таким образом данная половинная нота обозначается на письме:

половинная нота

Четвертная нота. На каждый счет нужно нажать на клавишу. Выглядит:

четвертная нота

Восьмая вполовину короче, нежели четвертная. Это означает, что необходимо играть по 2 ноты на 1 счет. Для удобства лучше про себя говорить так: раз-и-два-и-три-и-четыре-и. На письме ее изображают с хвостиком:

восьмая

На изображении сверху восьмая нота, пауза и две восьмых, объединенные меж собой (они объединились хвостиками)

16-ые:

шестнадцатые

и 32-ые:

32ные

Игра на слух

Не каждый обладает музыкальным слухом. Даже после оканчания музыкальной школы люди не могут повторить услышанную мелодию. Это умение никак не связано с теорией и нарабатывается только практикой. Главное вслушиваться в музыку.

По большому счету можно воспроизвести любую мелодию на слух, если слышать переходы между нотами и отличать каждую из них. Ниже-выше, и вот вы уже нажимаете нужные клавиши.

Современные песни и состоят из однотипных блоков и простых аккордов, выбирать для начала нужно именно такие. Наработать слух не так трудно, как кажется. Всё зависит от вовлечённости человека.

Использование тембров

Тембром называется звук конкретного инструмента из всего списка встроенных в синтезаторе. Также тембром называют звук инструмента в оркестре.

Некоторые синтезаторы содержат до 700 тембров и предлагают комбинации этих тембров. Каждый тембр на синтезаторе пронумерован для удобства, а переключаются обычно клавишами «вверх» и «вниз».

Помимо инструментов тембр может подразумевать цифровой звук диапазона частот.

Работа с автоаккомпанементом

Отдельное место занимают синтезаторы с автоаккомпониментом. Они упрощают обучение, потому что автоаккомпонимент позволяет проиграть мелодию с подробным разбором аккордов. С его помощью один синтезатор может заменить оркестр.

настройки синтезатора
Синтезатор можно очень гибко настраивать под свои нужды.

Разбираясь и изучая мелодию из автоаккомпониманта, процесс изучения для многих становится интереснее. Мелодию с автоаккомпонимета используют на разных праздниках.

На основе встроенных стилей можно прийти к собственному и создать мелодию из нарезанных «сэмплов»

Лады и тональность инструментов

При прослушивании разных мелодий важно помнить, что они обладают высотой звучания. Помимо этого, композиции выполнены на конкретом ладу, например, минор, мажор. Высота лада — это тональность.

Одна и та же мелодия может быть сыграна в различных тональностях. То есть последовательность аккордов не изменится, изменится высота звучания.

Взятие аккордов

Применение аккордов для многих кажется трудным, но на синтезаторе это проще всего. У большинства синтезаторов есть специальный экран (часто LCD дисплей), на нём показано всё происходящее вместе с автоаккомпанементом, где нажатие одной клавиши будет сопровождаться аккордом из трёх нот или одновременно двумя для минорного аккорда.

Экран поможет узнать, как называются аккорды и как их «брать», а с автоаккомпанементом станет понятно, как они должны звучать.

Игра двумя руками

Перед тем, как начать играть двумя руками, надо сначало научиться на одной. Обычно первой идет правая рука, так как она основная. Левая рука выполняет роль аккомпанемента.

Нужно следовать следующему принципу: расположение мизинца и большого пальца приходится на белые клавиши, средний и безымянный пальцы распологаются по тёмным клавишам.

игра двумя руками на пианино
Левая рука выполняет вспомогательную функцию.

Пусть у левой руки роль лишь вспомогательная, но это не значит, что её не нужно развивать. На неё также приходится постоянная нагрузка. Для развития обеих рук можно попробывать играть каждой по очереди.

Расстановка пальцев

Постановка пальцев – одно из самых важных в обучении игры на музыкальных инструментах. Постановка пальцев делается по аппликатуре. В начале можно использовать специальные ноты, в которых для каждой представлен номер пальца. Привыкать становится легче, а в перспективе упрощается процесс обучения.

Упражнения для развития навыка

В первую очередь можно сыграть гаммы — определить один тон и играть в одной тональности разные октавы вверх и вниз. В освоении инструмента это станет неплохим упражнением.

Для развития слуха неплохо поможет прослушивание музыки в автоаккомпонименте.

Игра без знания нот

При полном отсутствии знания нот хорошим помощником станет программа Synthesia. Она полностью бесплатна, и ее можно поставить на Android, iOS, Windows, MacOS.

Ее основная особенность – она показывает не ноты, а клавиши, на которые нужно нажимать в виде “падающих” кубиков. Одним цветом показаны клавиши для правой руки, а другим – для левой. Нажимать их нужно в момент касания нижней линейки. При этом вы видите последующие ноты, и можете заранее к ним подготовиться.

synthesiagame

Скачать программу можно с официального сайта https://synthesiagame.com.

Особенности обучения детей

Домашний вариант обучения игры на синтезаторе — кропотливый труд. На это требуется уделить немало времени. Первоочередная проблема заключается в том, что детям бывает сложно сконцентрироваться на процессе и усидеть на месте.

Если говорить о специальных самоучителях, то многие аспекты теоретической части могут быть не объяснены, либо поданы сложным для ребёнка языком.

Легкие композиции для обучения

После изучения теоретической части и освоения правильной постановки пальцев, появляется желание играть уже какие-то полноценные мелодии. Если начинать сразу со сложных, то неудачи на первых порах могут расстроить и отбить всякое желание продолжать. Поэтому начинать стоит с простых композиций.

Вот 10 таких:

  1. Ludovico Einaudi – Fly
  2. Ólafur Arnalds – Raien
  3. Ludovico Einaudi – Le Onde
  4. Ólafur Arnalds – Erla’s Waltz
  5. Fabrizio Paterlini – Primi passi
  6. Ludovico Einaudi – Monday
  7. Beethoven – Moonlight Sonata
  8. Ludovuco Einaudi – Tu sei
  9. Ludovuco Einaudi – Nuvole bianche
  10. Brian Crain – Wind

Можно ли научиться играть на синтезаторе людям старше 30 лет

Ребёнок быстро всё схватывает. Детский возраст особенен тем, что человеку проще воспринимать информацию и учиться чему либо. Поэтому проще научиться играть на музыкальном инструменте именно в детстве. Но это не значит, что взрослые не могут научиться играть на синтезаторе или других музыкальных инструментов.

взрослый пианист
В любом возрасте можно научиться играть на синтезаторе.

У них есть свое преимущество перед детьми – они занимаются осознанно. Изучая инструмент по собственному желанию, вы сможете добиться хорошего результата куда быстрее, чем дети под принуждением. У вас более развитый ум и вы лучше управляете своим делом, чем маленькие дети.

В старшем возрасте найти время на ежедневные упражнения может быть сложно, ведь время уходит на работу и повседневные заботы. Но вам нужно обязательно выделить хотя бы полчаса в день, чтобы тренироваться. Старайтесь между делом выполнять упражнения на развитие моторики рук.

Синтезатор осваивают и в 40-50 лет. Это доступно каждому в любом возрасте. Так что невозможность научиться играть на синтезаторе после 30 — миф, а детский возраст не такое уж важное условие игры на синтезаторе.

Видео-уроки игры на синтезаторе

Для удобства подобрано несколько видеоуроков для освоенияпо инструмента.

Первый урок. Нотная грамота

Второй урок. Чтение нот

Третий урок. Паузы и ритмика

Четвёртый урок. Встроенные тембры

Пятый урок. Применение автоаккомпониманта

Шестой урок. Тона и полутона

Седьмой урок. Увеличение длительности нот и пауз

Восьмой урок. Лады и тональности

В любом возрасте можно научиться играть на синтезаторе. Лучше, конечно, заниматься под присмотром наставника, который заметит все ошибки и сразу обратит на них ваше внимание. Будет контролировать правильное положение рук, четкость звучания и грамотное проигрывание мелодии. Но если у вас нет возможности заниматься с репетитором, используйте видеоуроки из интернета.

Ссылка на основную публикацию